"Восточный экспресс": король среди поездов и поезд для королей

Грандиозный железнодорожный вояж из одной географической точки в другую, атмосфера элитарных клубов, светские беседы, великолепная кухня, услужливый персонал и захватывающие виды из окна - вся эта комбинация чаще всего ассоциируется только с одним феноменом в истории железнодорожных путешествий - Orient-Express, он же "Восточный экспресс", символ роскоши и путешествий.

Восточный экспресс - самый легендарный поезд в мире

Точка отсчета

Джордж Мортимер Пульман — американский изобретатель и промышленник, создатель компании «Pullman Palace Cars», занимавшейся постройкой вагонов для железных дорог, заложил первым идею проведения массовых железнодорожных поездок в "дворцовых" вагонах, выпуск которых и состоялся его компанией впервые в далеком 1864 году. Главной особенностью пульмановского вагона стали кресла-трансформеры.

Пульмановский вагон

Днем они располагались лицом друг к другу, а на ночь могли раскладываться, образуя спальное место. Также предусматривалась откидная верхняя полка, на которой размещалось второе спальное место. Пульмановский вагон имел систему кондиционирования воздуха — одной из первых установленных на пассажирских вагонах.

Продолжение традиций

Появление роскошных пассажирских вагонов в континентальной Европе обязано инженеру и финансисту - бельгийцу Джоржу Нагельмакерсу, который в молодом возрасте отправился в США, где провел десять месяцев, подробно изучая диковинное для европейца изобретение Пульмана. Сам Пульман отверг предложение Нагельмакерса о сотрудничестве и тот был вынужден вернуться в Европу.

В 1876 году Нагельмакерс основал свою собственную компанию "Международная компания спальных вагонов" (CIWL, Compagnie Internationale des Wagons-Lits), которая и стала в дальнейшем историческим оператором не только Восточного экспресса, но и таких знаменитых поездов как Норд-Экспресс (Nord-Express) и Сюд-Экспресс (Sud Express), а символ «WL», поддерживаемый двумя львами, стал хорошо известной торговой маркой.

Символ компании Compagnie Internationale des Wagons-Lits

Восточный экспресс

В октябре 1883 года компания CIWL торжественно отправила свой первый из принадлежавших ей поездов серии «Восточный экспресс».

Первый рейс Восточного экспресса

Отправление состоялось со Страсбургского вокзала Парижа в Румынию и далее в Константинополь. Общее время в пути составляло 3 дня, 9 часов и 40 минут (81 час). В каждой стране, которую проезжал экспресс, пассажирам предлагали блюда местных кухонь и фольклорные выступления, а в Румынии король Кароль I принял путешественников в замке Пелеш.

Первый рейс Восточного экспресса

В точно обозначенное время Восточный экспресс благополучно прибыл в Стамбул и стал первым в мире трансконтинентальным экспрессом, который пересек территории стран Европы, для которых в то время не существовало даже системы координации времени.

К 1889 году время в пути удалось сократить с 81 часа до 67 часов, а позднее еще на 5 часов.

CIWL обеспечивала поезда как минимум двумя спальными, двумя багажными вагонами и вагоном-рестораном, оснащёнными газовым и электрическим освещением.

Это был не просто ночной экспресс с вагоном-рестораном, это был самый настоящий гранд-отель на колесах. Стены купе славились отделкой из ценных пород древесины с различными инкрустациями, занавески и шторы были сшиты из самого дорогого бархата - генуэзского многоцветного из шелка, а люстры выполнены из хрусталя.

Вагон-ресторан в Orient-Express

Наиболее значимым местом во время путешествия был, конечно же, вагон-ресторан, выполненный в стиле салонов времен Людовика XV и рассчитанный на 24 персоны. Стены вагона-ресторана были увешаны акварелями Делакруа и другими классиками мировой живописи.

Вагон-ресторан Восточного экспресса

Меню ужина 1884г. в вагоне-ресторане Orient-Express выглядело следующим образом:

  • Potage (категория густых супов, тушеных блюд или каш, в некоторых из которых мясо и овощи варят вместе с водой до образования густой кашицы)
  • Perles du Japon (так называемые "японские жемчуга" - вид риса, отваренного в консоме - осветленном курином или говяжьем бульоне)
  • Poissons (рыбные блюда)
  • Pommes à l’anglaise
  • Filet de bœuf jardinière (говяжья вырезка)
  • Rôti
  • Poulet du Mans au cresson (курица с кресс-салатом)
  • Légumes (овощи)
  • Chhou-fleur au gratin (цветная капуста гратен, т.е. запеченная в духовке до золотистой корочки)
  • Crème chocolat (шоколадный крем)
  • Desserts

Orient-Express meal

Пассажиры Восточного экспресса

Цена билета на Orient-Express была очень высока. Непостижимо. Соответственно, пассажирами этого поезда всегда являлись выходцы из элитной среды и высшего света: дипломаты, миллиардеры, крупные бизнесмены и прочие известные личности: Фердинанд I (царь Болгарии), Мустафа Кемаль Ататюрк (бывший Президент Турции), танцовщица-авантюристка Мата Хари, Елизавета II, Шарль де Голль, Никита Хрущев, Агата Кристи, Оноре де Бальзак и др.

А 1930-х годах, когда экспресс был захвачен террористами, легендарная темнокожая джазовая певица Жозефина Беккер пела, чтобы отвлечь пассажиров.

Жозефина Беккер

Примечательно, что именно для столь необычной публики Восточного экспресса в 1892 году в Стамбуле специально был построен отель - Pera Palace. В то время в Стамбуле это было единственное место, где могли разместиться такие великие личности.

Pera Palace и по сей день является одним из самых исторических отелей мира, он расположен в районе Бейоглу, который считается центром города.

Отель Pera Palace в Стамбуле

Это первый роскошный отель в Стамбуле и первое здание (кроме дворцов), которое обеспечивало своим гостям электричество и горячую воду. Лифт стал также отличительной чертой здания, будучи первым электрическим лифтом в Стамбуле.

Комната с номером 411 в отеле Pera Palace была тем местом, где Агата Кристи любила проводить дни в Стамбуле, прибыв на Orient-Express. Именно в этой комнате она написала один из самых известных криминальных романов "Убийство в Восточном экспрессе", опубликованный в 1934 году.

Orient-Express Christie

К моменту выхода романа Агаты Кристи в 1933 году поезд стал называться «Симплон-Восточный экспресс» (Simplon Orient-Express).

Целых 94 года Orient-Express возил самых известных, богатых, влиятельных и красивых людей мира.

19 мая 1977 года он отправился в свой последний путь, так как содержать данную роскошь стало непомерно дорого.

Orient-Express Venice Simplon

Сейчас поезд под названием «Восточный экспресс» отправляется из Парижа до Будапешта и Бухареста, напоминая лишь отдаленно свое прошлое величие, но тем самым навечно закрепив этот бренд в сердцах всех путешественников.

Orient-Express Venice Simplon